Главная / Публикации /
13 октября 2016, 06:56

Зов Бездны

Исследовательский проект

Крубера-ВороньяПроект был инициирован в 1997 году, внятно сформулирован в 2000 году, реорганизован в 2003 году. Основной задачей проекта была принята реализация в течение определенного периода (предполагалось - до 2005 года) естественной мечты всех спелеологов-"вертикальщиков" - открытия и исследования первой на Земле природной пещеры глубиной свыше 2000 метров.
Реализация этой задачи в рамках проекта базируется на научном подходе к выбору районов и методике разведывания пещер, а также на систематичных комплексных усилиях по подготовке кадров, созданию материальных ресурсов экспедиций и разведыванию избранных районов и пещер. Районами, которые исследуются в рамках проекта, являются массивы Арабика (Западный Кавказ, Абхазия) и Аладаглар (Восточный Таурус, Турция). Проект осуществляется УСА в сотрудничестве с рядом других организаций. Координаторами проекта являлются А.Климчук, Ю.Касьян и Н.Соловьев.
В рамках проекта "Зов Бездны" в 2004 году были подготовлены и проведены три экспедиции:
Экспедиция на массив Аладаглар, Турция, 4-28 июля, сборная экспедиция УСА, 25 участников из Украины, Турции, России, Британии, рук. А.Климчук и Ю.Касьян, основная цель - продолжение исследования пещеры Кузгун.
Экспедиция на массив Арабика, 1-30 августа, сборная экспедиция УСА, около 50 участников из Украины, России, Молдовы, Абхазии, Испании, Франции, рук. Н.Соловьев, основная цель - продолжение исследования пещеры Крубера-Вороньей и других пещер долины Ортобалаган.
Экспедиция на массив Арабика, начало в середине сентября, сборная экспедиция УСА, 9 участников, рук. Ю.Касьян, основная цель – продолжение исследования пещеры Крубера-Вороньей с учетом результатов августовской экспедиции.
По заявке А.Б.Климчука, на реализацию экспедиций проект «Зов Бездны» 2004 года получен грант Национального Географического Общества США и журнала National Geographic. Средства гранта (35000$) направлены, главным образом, на приобретение снаряжения и оборудования, которое составило "Экспедиционный Фонд УСА". Этот фонд будет использоваться как на дальнейшие экспедиции проекта «Зов Бездны», так и на другие экспедиции под эгидой УСА и учебные мероприятия.
Помощь в оснащении и организации экспедиций проекта 2004 года оказали экипировочные центры "Траверс" и "Кэйвэкс-Клаб" (Киев), компании "Мотор-Сич" (Запорожье), Meander (Словакия), Leica Geosystems (Швейцария), "Мегаком" (Харьков). Разнообразную поддержку в Турции оказывала Геологическая Служба страны. Поддержку в Абхазии и транспортное обеспечение осуществлял Ватик Вартанян (Гантиади). Организационное содействие экспедиции на Арабику оказывали правительственные организации Абхазии и Владимир Какалия. Мы сердечно благодарим также всех тех коллег-спелеологов, кто поддерживал нас организационно и морально в непростой истории подготовки и проведения этих экспедиций, кто искренне порадовался достигнутым результатам, не только пещерным. А.Климчук, Ю.Касьян и Н.Соловьев, координаторы проекта "Зов Бездны".

Из истории исследования пещеры. 2004 год. А закончилась ли игра?

Весна и лето 2004 года прошли в нервозной обстановке, переговорах, спорах, перебранках в Интернете, отчаянных попытках найти выход из сложившейся ситуации. Все усилия оказались тщетными, мы с оппонентами разговаривали на разных языках. Наши, теперь уже бывшие, друзья, спелеологи из команды Cavex, не взирая на наш протест, планировали в июле самостоятельную экспедицию в Крубера-Воронью. Наши экспедиции были запланированы на август и октябрь…
«Это будет самая сложная экспедиция в моей жизни и мне предстоит выложиться на полную катушку», - с такими мыслями я выезжал 1 октября из Киева в экспедицию на Арабику. В августовской экспедиции нашими предшественниками была достигнута отметка -1840 метров и их остановил сифон. Мы собирались найти обход этого сифона, и продолжить исследование пещеры.
У меня это была уже десятая экспедиция на Арабику и шестая в Крубера-Воронью, но в этот раз, как никогда, было очень много неизвестных.
Когда начнется зима в горах и успеем ли мы сброситься до большого снега? Сложиться ли работа команды? Нас девять человек, но кроме меня в Вороньей никто не был, и у части участников пещерный опыт явно недостаточный. Смогут ли мои соратники эффективно отработать три недели в пещере, не поднимаясь на поверхность? Что нас ждет за сифоном, и бывают ли в октябре паводки? Вопросов было очень много, морально настраивался на серьезную работу с полной отдачей сил.
5 октября мы установили лагерь в долине Орто-Балаган и начали работу в пещере.
13 октября дошли до отметки – 1640 метров и установили подземный лагерь. В нашей передовой группе пять человек. Вторая группа состоит из четырех человек, и будет вести работы из лагеря «Песчаный пляж» (-1400м).
15 октября в районе «Большой развилки» (-1790м) во время навески разведывали и ответвления от основного хода. Траверсировали колодец, и вышли в галерею с натеками. В конце галереи трехметровый колодчик, в который мы с Катей Медведевой спустились свободным лазанием, и дошли до узкого наклонного лаза. Без веревки решили туда не соваться и отложили разведку на следующий раз.
17 октября наша пятерка всем составом спустилась к Большой развилке. Игорь Ищенко и Катя Медведева отправились разведывать найденный нами в прошлый раз наклонный лаз. Эмил Ваш и Кирилл Гостев занялись топосъемкой, а я спустился к сифону на -1840м и на подъеме внимательно осматривал стены колодцев в надежде найти окно с обходом сифона. Окон найдено не было и мне ничего не оставалось, как присоединиться к Игорю с Катей. Вскоре я их догнал перед спуском в очередной колодец. Чередование наклонных ходов – труб и небольших колодцев, привело нас к узкой щели на дне девятиметрового колодца. И хотя щель пролезть никому из нас не удалось (узость после минимального саперного вмешательства прошел в феврале 2005г. Дима Федотов), повод для радости у нас был. Судя по показаниям альтиметра, нам удалось все же углубить пещеру, а с узостью мы еще поборемся. Но до борьбы с узостью в этой экспедиции руки так и не дошли, в этом не было необходимости. При подъеме совершаю небольшое восхождение на противоположную стену колодца и вот оно продолжение пещеры! Меандр, потом каскады уступов, колодец с притоком, мы шли, пока не закончилось все снаряжение. Перед нами зиял очередной колодец, с помощью альтиметра определили глубинную отметку, на которой мы находились. -1893 метра. Фантастическая глубина! Если бы даже пещера закончилась колодцем, в который мы еще не спустились, то и тогда бы был преодолен рубеж 1900 метров! В приподнятом настроении, не обращая внимания на накопившуюся усталость, поднимаемся в наш лагерь на -1640. Тогда мы еще не знали, что рубеж 1900 метров мы в тот день преодолели дважды, на спуске и на подъеме. А вход в не пройденный колодец находился на отметке – 1935 метров!
19 октября, после дня отдыха, отправляемся на решающий штурм. В лагере собираем все веревки и навесочное снаряжение. Планируем работать тремя группами на максимальное прохождение. Одна группа уходит вперед на разведку, две группы будут делать топосъемку новых участков пещеры.
Колодец, в котором мы планировали преодолеть отметку в 1900 метров, оказался двадцатипятиметровым. Меандр, несколько уступов и ход преграждает сифон. Забиваю на будущее, для ходовика, спит и накручиваю ухо. Сифон выглядит вполне комфортным и проходимым («Квiточка», так назвали мы этот сифон, в феврале 2005 года будет впервые пройден Колей Соловьевым).Глубочайшая пещера мира Крубера-ВороньяПоднимаюсь в меандр перед подъемом в колодец К25 и ухожу в сухое окно. Колодец 10 метров, потом еще сорок метров отвеса. Сифон остался гораздо выше. Пытаюсь высчитывать с помощью альтиметра глубину, на которую я спускаюсь. Дело идет к 2 тысячам. Вот дела, просто невероятно! Заваленная камнями щель под К40 дает время отдышаться и успокоиться. Полчаса уходит на разборку завала и снова путь открыт. Уступы, переходы, колодец 15 метров. Впереди ход, напоминающий сифонный канал, по всем признакам он регулярно подтапливается. Меня догоняют Игорь и Катя, дальше идем втроем. В сифонном канале чувствуем себя крайне дискомфортно, очень тихо, воды нет, и это как-то обостряет чувство тревоги. Возле очередного колодца собирается вся группа в полном составе. Пока забиваю крючья для навески, ребята разматывают и связывают все оставшиеся куски веревки, осталось не более 30 метров. В очередной раз достаю альтиметр. Объявляю спутникам, что по моим расчетам в этом колодце будет пройдена отметка в 2 тысячи метров. Все происходит как-то буднично, фанфары не звучат, просто делаем свое дело. Эмоции несколько притуплены, видимо сказывается усталость и ожидание нелегкого подъема до лагеря. Для того, что бы хоть как-нибудь, подчеркнуть важность происходящего, съедаю Сникерс и начинаю спуск.
Веревки хватает до дна колодца, хотя и приходиться несколько раз перестегиваться через узлы. Под колодцем зал треугольной формы, дно зала практически ровное и покрыто, по всей видимости, приличным слоем песка. На продолжение нет даже намека.
На сегодня игра закончена! Game Over! Неплохое название для зала. Принято единогласно. Крепим к стене сине-желтый флаг, фотографируемся, перекусываем и начинаем подъем.
В лагерь мы добрались в 2 часа ночи. Выход занял 16 часов.
После камеральной обработки данных топосъемки мы узнали, что зал Game Over находиться на глубине 2080 метров. А заветная отметка в две тысячи метров была пересечена нами в сорокаметровом колодце, за что он впоследствии и был назван «Миллениум».
Продолжить игру мы планировали уже в феврале 2005 года.