Главная / Публикации /

Пещера Банка и Новая река

Дневник экспедиции

Предыстория

Я бывал в Снежной и раньше. В январе 2009 года в команде Юры Евдокимова. Мы работали в Снежной, с заходом через самый высокий вход в систему, через пещеру Иллюзия. Вся экспедиция прошла очень мягко и комфортно в приятной дружеской атмосфере. Но при возвращении на поверхность нас ждали нелетная погода, снегопад, лавина, холодный подземный лагерь без продуктов и топлива на глубине 100 метров. Нам тогда повезло, погода на ненадолго прояснилась, прилетел вертолет, и мы все успешно сбросились на побережье. Но именно после этой экспедиции (до этого было еще две зимние насыщенные поверхностным экстримом экспедиции на Арабику) я себе дал зарок, что больше зимой, я в пещеры Кавказа, ни ногой.Экспедиция в пещеру Снежная 2016И тут инстинкт самосохранения был обманут сообщением об открытии летом 2015 года командой Алексея Шелепина нижнего входа в Снежную. Пещера Банка находиться в зоне леса!!! Всего 1500 метров над уровнем моря. Для спелеологов это почти на побережье. На такой высоте в субтропиках в теплые зимы вообще может даже не быть снега. Толчком к началу сборов в экспедицию стало приглашение спелеолога из спелеоклуба МГУ Андрея Шувалова. Андрей предлагал присоединиться к его группе и заходить в пещеру через исторический вход, через Снежную. Подумав дня два, я принял компромиссное решение. В Снежную ехать, работать по программе Шувалова, но собрать свою группу и идти в пещеру только через нижний вход.Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Главное теперь было найти спелеолога с машиной и подходящую компанию. В результате отбора в группу вошли: Касьян Юрий, Арбузов Вова (он вне конкурса, как владелец микроавтобуса Транспортер Т5), Чаплыгина Аня, Касьян Денис и Киосева Лиля. Группа подобралась спортивная и амбициозная. Вот, собственно говоря, и вся предыстория последующего повествования.

8 января

Экспедиция в пещеру Снежная 2016Экспедиция в пещеру Снежная 2016В 10-00 наконец то все участники собрались, и мы стартовали с Одесской площади. Киев нас провожал снегопадами и холодом. Чем дальше на юг мы уезжали, тем меньше становилось снега, хотя особо и не теплело. В Феодосию, к родителям Вовы Арбузова, мы приехали около полуночи. Город нас встретил не освещенными улицами и обрезанными деревьями. Родители Вовы радушным приемом и голубцами со сметаной.

9 января

В 10-00 выезжаем из Феодосии. В общем, ничего интересного не происходило, целый день в микроавтобусе. Слегка за полночь, 10 января мы останавливаемся в Цандрипше (Абхазия) у Пирузы (там мы обычно живем летом перед заброской на Арабику). 300 рублей с человека и мы поселились в комнатах, где летом живут отдыхающие. В саду на деревьях висят мандарины и грейпфруты. На улицах пустынно и уныло. Летом обычно в это время только разгар курортного веселья.

10 января

День проводим в Цандрипше. Ждем ребят из Оренбурга, которые нам везут продукты на экспедицию. Съездили на экскурсию в Гагру, погуляли по набережной. Ближе к вечеру приезжают уральцы Сергей Тетерин и Артур. Целый вечер мы заняты упаковкой модулей и прочих экспедиционных грузов.

11 января

ДурипшДурипшС утра заканчиваем упаковку продуктовых модулей и переезжаем в Дурипш (село, из которого обычно начинаются заброски на Снежную). Останавливаемся в доме Гурама Тания. Гурам рад гостям, угощает вином и чачей. По словам Гурама, он тоже спелеолог. За проживание, хранение вещей и охрану необходимо заплатить по 2000 рублей с человека.Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Весь день идет дождь, мокро и сыро. Все в раздумьях, как одеваться на предстоящую заброску.
С горы поступают тревожные известия об обвале Пенистого завала, и замкнутых под землей группах.

12 января

С утра вышло солнце, дождь прекратился. Стало веселее. В 10-30 пришла машина (ГАЗ 66), которая нас довезет до конца Белой дороги. Ехать не долго, около 4 км. За услуги автомобиля рассчитываемся канистрой бензина (20 литров).Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Начинаем погрузку. Всего у нас получилось:
9 модулей с продуктами, это на 5 человек на 18 дней;
1 мешок с подземным лагерем;
1 мешок с веревкой;
1 мешок с перфоратором;
1 мешок с веревкой и железками для восхождения;
5 мешков личного снаряжения;
5 мешков с подземной экипировкой и снаряжением;
+ к этому: снегоступы, 2 палатки для поверхности, трекинговые палки, термоса, разная мелочевка.
Еще есть и снаряжение уральцев. В общем, груза так нормально. ))
Автомобиль проезжает по «Белой дороге» (дорога названа так, видимо из-за белой известняковой щебенки) около 4 км. В месте, где заканчивается дорога, нас уже ждут погонщики с лошадьми.Экспедиция в пещеру Снежная 2016Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Лошадь от конца автомобильной части заброски до места под названием «Лужа с головастиками» стоит 4000 рублей. На одну лошадь можно загрузить 4 транса общим весом около 40 кг. Мы вместе с уральцами заказываем 2 лошади. Остальной груз планируем нести пешком. Лужа с головастиками это половина дороги до пещеры на Банке (конечной точки нашей заброски).
Погонщики бодро загружают по 4 мешка на лошадь и уходят. А у нас начинает пешеходная часть маршрута. Принимаем решение забросить весь груз до Верхнего коша (высота 695 метров над уровнем моря) и часть груза забросить хотя бы до Лужи с головастиками (высота над уровнем моря 1145 метров). Ночевать планируем на Верхнем коше (это решение впоследствии оказалось очень правильным и значительно облегчило нам жизнь на следующий день). Вся дорога, или вернее тропа, до Банки проходит по лесу. Снег начинался чуть ниже от Лужи с головастиками. Было достаточно комфортно идти, тропа в снегу была хорошо протоптана. Тройка самых бодрых забросили свой груз даже до лагеря на Банке (конечная точка нашего перехода, высота над уровнем моря 1500 метров). Мы же с Чаплыгиной не дошли до лагеря, сбросили груз на тропе и повернули назад.
Ночевали мы на Верхнем коше. Перед сном поговорили про связь между коньяком и вертолетами.))

13 января

Экспедиция в пещеру Снежная 2016Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Еще ночью пошел дождь, который не прекращался целый день. Утром от Шувалова пришла СМС. Пенистый завал расчищен, но пещера занята (входят и выходят группы) и нам целесообразно провести день на Верхнем коше. Мы совершенно не огорчились, получив это известие. Провели весь день, прячась от дождя под небольшим жестяным навесом коша и в борьбе с непокорным костром, который не соглашался дымить наружу коша и делал это только под навес.

14 января

Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Дождь прекратился. Мы переходим в лагерь на Банке. На высоте 1,5 км настоящая зима. Много снега и холодно. Красивые заснеженные деревья только и ждут, что кто-то зазевается, и сбрасывают с ветвей сугробы снега. Уходит в пещеру группа Шувалова. Они нам оставляют большую сферическую палатку стоимостью 3000 долларов и в нагрузку «человека-рельсу» Серегу Тетерина. Серега уже прижился у нас и совсем не возражает против такого поворота дела. Мы тоже рады, с Серегой веселее.Экспедиция в пещеру Снежная 2016Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Костя Мухин из группы подводников, придумал сделать навес из бревен, тента и снега над входом в пещеру. Мы оказываем посильную помощь, будем надеяться, к нашему выходу из пещеры вход сильно не заметет.

15 января

Экспедиция в пещеру Снежная 2016Экспедиция в пещеру Снежная 2016
В обед в пещеру уходит группа подводников. В их планах дойти сразу до зала ИГАН. За подводниками к пещере потянулись и мы. Лиля, Денис и Сергей понесут мешки до отметки – 200 метров, а я планировал посмотреть и в случае необходимости подправить навеску. На поверхности остались Вова с Аней. Их задача была смотреть, чтобы снег не занес вход в пещеру, и поддерживать костер. Со вторым заданием они явно преуспели, сожгли кучу мусора, оставшегося после предыдущих групп.Вход в пещеру БанкаВход в пещеру БанкаТранспортная группа также справилась с заданием и даже на обратной дороге помогли поднять мешки выходящей на поверхность группе МГУ.
С навеской оказалось немного печальнее. Первый же 4-х метровый уступ поставил меня в тупик. Обледенелая вертикальная узость с обледенелой и вмерзшей в камни веревочной лестницей. Посчитав, что это такая дань традициям, решил чудо-навеску не трогать. Раз никто раньше не поменял, значит и так удобно вылизать. Вылазить оказалось совершенно не удобно, и на следующий день я там все же повесил кусок веревки. Дальше в пещере, по всей видимости, шла навеска первопроходцев, которая совершенно не была рассчитана на большой поток спелеологов. Где-то не хватало перил, где-то об скалу терлась веревка, и на потертой веревке были завязаны узлы, не везде выход в отвес начинался с двух точек, на ПТК стояло по одному рапиду и т.д. В общем, ничего не обычного, как для разведочной навески, но достаточно критично, как для стационарной экспедиционной навески. По мере возможности (а возможности были ограничены количеством взятого в экспедицию навесочного снаряжения) старался навеску перевести все же в разряд экспедиционной.

16 января

Вход в пещеру БанкаВход в пещеру Банка
Первым в пещеру ухожу я с тем, что бы продолжить ремонт навески. Ребята собирают мега крутую палатку, складывают в кучу под деревом остающиеся на поверхности вещи и спускаются за мной вдогонку. На глубине метров 250 они меня догоняют, и дальше мы двигаемся все вместе. Пещера в основном вертикальная, но есть и небольшие переходы и меандры. У каждого по 3 мешка. Это, конечно же, затрудняет движение. Достаточно поздно подходим к лагерной площадке на отметке – 540 метров. Ставим лагерь в сухой галерее. Палатка полностью перекрывает проход по галерее, затрудняя обход нашего лагеря возвращающимся с заброски грузов ребятам из группы Шувалова. Группа Шувалова живет с нами по соседству. Сергей Тетерин сходил в гости и принес разведданные из соседнего лагеря о том, что Андрей проводит опыты над живыми людьми, экспериментируя с ограничением объема продуктовой раскладки. Самому Тетерину было предписано оставаться пока с нами.

17 января

Ревущий каскадРевущий каскадСегодняшний переход вначале нам не казался особо утомительным. Мы планировали перейти в зал Икс, группа Шувалова переходила в зал Пенелопы. Неспешно собрались и вышли в путь. Постепенно просторная галерея перешла в узкий многоуровневый меандр со стенами покрытыми королитами. Темп движения снизился, проще было всей компанией «гнать стадо» (становиться в цепочку и передавать трансы). Скорость передвижения не возросла, но было весело и не напряжно.Ревущий каскадРевущий каскадНе меняя стиля «борьбы» с мешкам, вышли в основную галерею Снежной, прошли Ревущий каскад, зал ИГАН, водопад Олимпийский. Лагерь ставим в огромном зале Икс. Должен заметить, что в экспедиции 2009 года, когда моим основным источником света в пещере был фонарь ДУО, зал казался гораздо более объемным.Лагерь в зале ИксЛагерь в зале Икс

18 января

В завале МетрострояПереход в Тронный зал занял у нас около 6 часов. Много времени ушло на поиск дороги в завале Метростроя. Маркировка была не везде очевидной, а дорогу я, как оказалось, основательно подзабыл. В Тронном зале кроме нас уже жило две группы. Подводники и остатки команды Насти Яниной из МГУ, сама Настя и ее напарник Иван.Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Подводники и МГУшники собирались на следующий день уходить на поверхность. С уходящими товарищами мы заключили джентльменское соглашение, они воздерживаются от сожжения своего мусора, а в благодарность им за это, мы сжигаем их мусор вместе со своим. Об этой прекрасной экологической акции позже будет отдельное повествование.Экспедиция в пещеру Снежная 2016Лагерь в Тронном залеЛагерь в Тронном зале

19 января

По договоренности с Шуваловым, нам был выделен фронт работ за озером Морозова, на Новой реке в зале Космос. Нам предстояло восхождение в водопад Сахалинский. За озером Морозова мне бывать не приходилось, но Настя с Ваней нас просветили, что за озером есть полусифон, который может затапливаться. Совсем недавно, например, группа Жени Керченского провела во время паводка несколько дней в заточении за сифоном. Перспектива такая нам, конечно же, совсем не нравилась. Но, тем не мене решили лагерь не переносить за полусифон, а работать из Тронного зала. Договорились, что сегодня в разведку отправляются мужчины, а представители прекрасного пола сходят в зал Пенелопы за оставленными нами там продуктовыми модулями.Музей ретро снаряжения в тронном залеМузей ретро снаряжения в тронном залеМузей ретро снаряжения в тронном залеМузей ретро снаряжения в тронном залеНа выход, кроме восходительного снаряжения и перфоратора, мы взяли с собой мешок с перекусом, примусом, котелком и даже одним спальником. Так на всякий случай. До водопада дошли часа за три. Дорога за озером оказалась не такой и простой, как виделось нам во время знакомства с планом пещеры (разрез отсутствовал). Не спелеология, а горный туризм, только с разницей в том, что зарубаться приходилось не в снег и лед, а в глину и порой достаточно жидкую.
По дороге мы встречали несколько притоков с водопадами и водопадиками, но «наш» мы узнали сразу по шуму и количеству воды. Расход оценили на глаз, литров 8-10 в секунду. Полчаса походили кругами, примеряясь, откуда начать восхождение. Решили, что я начну, а ребята порыскают по окрестностям. Часа через полтора засобирались домой, разведка боем закончилась. В Тронный вернулись в 22-00, девчонки загуляли до 24-00, и вернулись не одни…

20 января

Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Решили сделать полноценный отдых и остались на день в лагере. Арбузов на пробу сжег один пакет с мусором. Дым ушел вертикально вверх. Воодушевленный таким результатом Вова сжег весь мусор, скопившийся в лагере. И наш и оставленный нам нашими коллегами. Вначале всем нравилось жечь мусор. Мы плясали в бликах костра, как первобытные пещерные люди. Но, потом наступил момент истины…Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Дым остыл, опустился и накрыл нас зловещей пеленой, совсем как в романе Стивена Кинга. Дорогу от потухшего костра до лагеря мы нашли с трудом. Смог рассеялся только через два дня и то не полностью. Экология требовала жертв.

21 января

Сегодня за озеро Морозова идем всей компанией. В дыму не сразу находим галерею, ведущую в нужном направлении. Выйдя из зала, вздыхаем с облегчением., постапокалиптические ландшафты Тронного зала остались позади.На Новой реке в районе Сахалинского водопадаНа Новой реке в районе Сахалинского водопадаВозле Сахалинского водопада разбиваемся на три группы. Я продолжаю восхождение, Денис с Лилей уходят на поиск ниже по течению, Вова и Аня вверх по течению основной реки.Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Для любителей технических подробностей. При восхождении использовались:
бензиновый перфоратор Риоби, с буром D 6мм;
статическая веревка Валтекс D 10мм, длиной 50 метров;
анкера Мульти-монти, комплект из 10 оттяжек, две штурмовые лесенки;
для страховки использовался гри-гри, закрепленный на восходителе.
По набору использованных приемов и конфигурации снаряжения такой стиль восхождений можно идентифицировать, как соловосхождение на ИТО без права на срыв.Экспедиция в пещеру Снежная 2016
После 4 часов упражнений с перфоратором на скале, удалось подняться вдоль водопада метров на 30. Колодец продолжался вертикально вверх, просматривалось как минимум еще метров 15-20, откуда вырывался поток воды. Стало понятно, что сегодня не удастся войти в горизонтальную часть за водопадом. Сверху мне было хорошо видно, что мои коллеги уже собрались на площадке, куда не долетали брызги водопада, и томятся в ожидании. Ждут когда мне наконец-то, уже надоест восходить. Установив стационарные анкера и уши, и навесив некое подобие трассы SRT, спустился вниз. Хочется надеяться, что веревка достаточно далеко находиться от потока и ее не размочалит очередным паводком. Еще в лагере мы решили не испытывать в третий раз судьбу, уходя за полусифон, и вместо Сахалинского водопада, на следующий день проверить нишу, которую мы заприметили над озером Морозова. Очень уж нам хотелось найти аварийный выход на случай паводков.

22 января

На Новой реке в районе Сахалинского водопадаНа Новой реке в районе Сахалинского водопадаУтром Денис и Вова уходят на восхождение над озером Морозова. Мы с девчонками пока остаемся в лагере ждать вестей, и готовится, как минимум морально, к завтрашнему переходу в зал Икс. Это в случае, если сегодняшнее восхождение не даст интересных результатов. Неожиданно быстро возвращаются в лагерь восходители. Оказывается мы вчера, проходя полусифон, замочили перфоратор, и он категорически отказался заводиться. Не удалось перфоратор завести и в лагере. Ну, значит, так тому и быть. Честь открытия обхода полусифона достанется теперь точно не нам. Решили завтра начинать подъем на поверхность. Вечером к нам в гости зашел Шувалов с Диной Римановой и рассказал об их успехах в разведке завала Метростроя. Им удалось расширить узкий меандр и выйти в галерею с сильной тягой воздуха. Дошли до колодца, на дне которого просматривается ручей. На завтра запланировано продолжение исследования нового участка, и Андрей предложил мне принять участие в первопрохождении.

23 января

Собрались, дожгли мусор и в путь. Наверх пока получилось по два мешка на человека. В верхней части зала Метрострой расстались с ребятами. Они уходят в зал Икс, а я захватив веревку и железки, спустился к меандру, о котором рассказывал Шувалов. Возле узости встретил Сергея и Артура. За эту узость они вчера уже пролазили, но все равно решили ее расширить. Это оказалось совершенно кстати. Я пройти эту узость не смог. Часа через два узость превратилась из узости в не очень широкий проход, и я ее успешно преодолел даже в снаряжении. Сергей и Артур остались доформатировать теперь уже не очень широкий проход под крепкого и немногословного альпиниста из Питера Мишу Шаламянского из группы Шувалова, а я двинулся дальше, к неизвестному и не пройденному еще колодцу.
Вскоре меня догнал Андрей с перфоратором и целой кучей железок. Я пошутил, что он, наверное, собрался как минимум к центру Земли с таким количеством снаряжения. Сделали быстренько навеску и спустились в колодец глубиной около 15 метров. Извилистый меандр метров через 50 вывел нас к озеру диаметром около 10 метров. В прозрачной воде озера просматривалась черная дыра уходящего под скалу сифона. Красота! Мечта дайвера. Сплавал через озеро и позаглядывал в ниши и углубления. Все, хода дальше нет. Ребята остались фотографировать и делать топосъемку, а я собрал свои железки и побрел в сторону зала Икс.

24 января

Лагерь –540. В ожидании подхода группыЛагерь –540. В ожидании подхода группыВремя и продукты нам позволяли особо не торопиться и выход на поверхность спланировать без длительных и утомительных переходов. В этот день дошли до лагеря на -540 метров и расположились на ночевку.

25 января

Сегодня наш план был перейти в лагерь в галерее Бантик, которая находиться на глубине 200 метров в пещере Банка. Посередине пути встретились со спускающейся в пещеру группой Тани Немченко. Приятно встречать в пещере знакомых спелеологов и особенно таких легендарных, как Немченко. Таня, как обычно, немногословна и невозмутима. Попросил ее по возможности поберечь нашего Президента.
Встретили и Пашу Куприча. Он замыкал группу. Помогал сразу двум новосибирским Катям протаскивать мешки по пещере. На момент нашей встречи выглядел вполне бодро и жизнерадостно. Сфотографировались на память, обменялись новостями и разошлись.
Галерея Бантик оказалась на удивление объемной, интересной и совершенно не однозначной. В дальней части возле ручья располагался подземный лагерь. На площадке была установлена палатка Алексея Шелепина, разложены вещи первопроходцев. Стараясь не нарушить сложившийся порядок вещей, свою палатку ставить не стали, и ночевали в палатке Шелепина. Подъем у нас был запланирован на 4 часа утра.

26 января

Проснулись, как и планировали. В 4 часа утра. Оказалось очень своевременно. К нам в лагерь пришли Артур и Миша Шаумянский. Шувалов их отправил вперед готовить лагерь на поверхности. Пришлось поспешно освобождать палатку и готовиться к подъему.
План на день у нас был следующий. Первыми уходят на поверхность Вова и Денис. Их задача на случай, если вход завален снегом, начать раскопки до прихода второй части группы. Немного погодя за бодрым авангардом выдвигается и обоз, состоящий из стариков и женщин:)). Мы планировали выйти из пещеры в районе 10-11 часов, когда уже немного потеплеет, но и останется достаточно времени, что бы успеть спуститься хотя бы с частью вещей до Гурама. Жить на поверхности у пещеры мы не планировали, в этом не было смысла.Выход на поверхностьВыход на поверхностьИ в очередной раз нам с погодой повезло. Вход не был занесен снегом, светило солнце, ветра на поверхности не было, мороз был умеренным. Но не настолько умеренным, что бы совсем можно было расслабиться. Мокрое снаряжение и экипировка моментально замерзали. Начинали они леденеть еще на последних 30 метрах в пещере. Очень сильная тяга воздуха в пещеру серьезно охлаждала привходовую часть. Ледяные сталагмиты, заледеневшие веревки, покрытые все тем же льдом скалы.Экспедиция в пещеру Снежная 2016Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Переоделись и спаковались. По два мешка на станок, что не поместилось, привязали к станкам и тащили волоком. Получилось по 2-3 мешка в прицепе.Экспедиция в пещеру Снежная 2016Экспедиция в пещеру Снежная 2016
Еще засветло сбросились к Верхнему кошу, перекусили, и припрятав часть вещей, пошли к Гураму. Пещерная часть нашего путешествия подошла к завершению. Оставалось еще только забрать оставшиеся на Верхнем коше вещи, собраться и готовиться в обратную дорогу.Перед возвращением в Киев30 января мы приехали в Киев.