Главная / Публикации /
Ксения Суханова
03 октября 2016, 09:02

В клубе сложилась традиция отмечать Новый год в посёлке «Малая Сыя».Команда
Но некоторые решили совместить приятное с полезным и оформить прохождение похода 2-ой категории на новогодних каникулах, под руководством Ковалёва Романа.
Прежде чем говорить о составе участников похода, стоит отметить, что все участники были разделены на тех, кто участвует в спелеопоходе 2-ой категории сложности, и на тех, кто приехал отдохнуть в замечательный спелео район. У каждой из этих групп была своя программа посещения пещер, а так же объектов поверхности.

Состав:

12. Герасимов Евгений — участник;
13. Курганов Александр — участник;
14. Курганова Ольга — участник;
15. Звягинцев Евгений — участник.
Все участники похода в настоящий момент являются спелеологами с/к Плутон.

Хронология похода

30 декабря — день выезда

Малая Сыя
В этот снегопадный день с 17:00 мы все начали подтягиваться в клуб на Новогодний корпоратив. Практически все вещи были уже запакованы, именно поэтому некоторых участников нечего не останавливало, чтобы как следует отметить Новый год в клубе.
В 20:00 начали выдвигаться на ж/д вокзал для погрузки на поезд (спасибо Данилову Алексею за помощь в транспортировке груза). Загрузив все вещи и прекрасно разместившись в нашем любимом общем вагоне, мы чуть было не потеряли одного участника. Уже буквально в тронувшийся поезд Марина еле успела заскочить. Причина ее опоздания до сих пор неизвестна нам. Как обычно дорога до Абакана была весьма шумной и весёлой.
В этот же день в посёлок «Малая Сыя» (или просто «Сыя») отправились на автомобиле Сарваровы Паша и Катя.

31 декабря

Утром выехали на машине Курганов Саня и Ольга, прямой дорогой от «Кузни» до «Сыи». Остальные же 6:17 прибыли в Абакан. Далее погрузка в очень комфортны белый Мерседес. Дорога до «Сыи» заняла около 3,5 часа. По традиции затарились знаменитым напитком города Абакан.Переправа через рекуОколо 10:00 прибыли на место. Далее всё как обычно, заселились в «Синий бухарь».БухарьНатаскали дров, растопили дом, обед, отдых. После отдыха часть народу отправилась к переправе через реку «Белый Июс» (на которой за 3 года я так и не побывал). Ближе к вечеру приехали Паша и Катя, мы начали подготавливаться к новогоднему застолью. Стало ясно, что места катастрофически не хватает, так как народу было очень много. Было решено принести еще стол, с лавками из домика, где жила группа Егора Наумова. Примерно, к 22:00 мы собрались (22 человека) в «Синем Бухаре». Встретили Новый Год по местному и по Кузбасскому времени. В течении 2-3 часов народ стал постепенно расходится по своим местам, тем самым разряжая и без того ОЧЕНЬ тесную обстановку. «Последний герой» лёг спать примерно в 6:00 утра.

1 января- пещера Археологическая. «Тропа шаманов»

У входа в АрхекуНесмотря на новогоднее застолье все участники проснулись относительно рано. Позавтракав все разделились на несколько групп. Роман, Марина, Женя, Жема, Лиза, Стас, Саша Курганов отправились в пещеру Археологическая. Остальные — на «тропу Шаманов», а вечером в туже пещеру. В 21:00 все собрались за ужином, душевно посидели (веселее чем на НГ) и отбой.Вход

2 января - Пещера «Ящик Пандоры» — до озёр

В этот день в пещеру «Ящик Пандоры» отправились люди, не участвующие в категорийном походе. Было решено идти в пещеру в 2 отделения с интервалом в 3 часа. Состав нашего отделения: Ковалёв Роман, Сарваровы Паша и Катя, Герасимов Женя, Конева Марина, Стримжа Андрей, Курганов Саня, Звягинцев Женя.Участники
Второе отделение возглавлял Наумов Егор. Количество человек было примерно такое же как и в первом. Участники второй категории, кроме руководителя, в этот день отдыхали на поверхности.Малая Сыя
После завтрака в 11:30 первое отделение выдвинулось в пещеру на автомобилях. Дойдя до грота «Широкий» с нами по традиции готовилась к спуску в «Пылесос» группа томичей (кстати, в округе Сыя — Ефремкин количество томичей доходило до 300 человек). Пропустив их, так как они шли на верхние этажи, мы отправились после. Уже в гроте «Синдебобель», мы наткнулись на группу красноярцев, но они особо нас не задерживали так, как наша группа двигалась очень медленно. Встряли в пробку мы только у колодца «Белый слон». Ждали около часа, когда девочка из Красноярска спустится в этот «сложнейший колодец». Приятно удивило, что начало колодца пробито новыми стационарными анкерами, что позволяло нам делать навеску независимо от красноярской навески. Жаль, что я это узнал только тогда, когда пробка рассосалась. Во время ожидания нас догнало второе отделение.Вход
Спустившись вместе на дно колодца, было решено, что первое отделение отправится на перекус в галерею «Богом Забытая», а второе через перемычку на озеро «Изумрудное», а потом поменяемся. Примерно в середине нашего чаепития, на «Богом забытую» пришло второе отделение, не нашедшее озеро. Изначально договаривались, что первое отделение вешает верёвку, а второе снимает. Но в этот момент уже становилось понятно, что скорее всего первому и снимать. Так как я знал и ходил по всего лишь одному пути до озера «Изумрудное» (через «Бешенный слон»), то и повел свою группу именно по этому участку. Отделение Егора попытались еще раз попробовать найти озеро через «Богом Забытую». Встретились мы в гроте «Черепаха», и уже без проблем нашли озеро. Все насладились плаванием на надувной камере. По камням в воде вдоль левой стенки я перешел на другой берег озера — в правую систему. Прошел по довольно просторной завальной галерее, и в итоге упёрся в восходящий живой завал, и повернул обратно. Подозреваю, что все системы за «Изумрудным» такого характера.Ящик ПандорыЯщик ПандорыЯщик Пандоры
Далее все отправились на подъём, группы перемешались, выходили мелкими группами по 3-4 человека. Естественно не обошлось и без пробок на «слонах» и блужданий в завале после «слона». В конечном итоге наша группа (с кем я шел на выход) вылезла из «Ящика» последней примерно в 00:00, и уже в 00:30 были дома. Очень устали с непривычки.
Весь остаток ночи пытались заснуть…Малая Сыя

3 января. Пещера «Виноградовская», пещера «Петуховская»

Встали около 10:00 проснулись, ужасно не выспавшись. В этот день мы начинали проходить пещеры для категории, и первой была пещера «Виноградовская». Остальные направились в пещеру «Петуховская».
Вышли в 13:00, одновременно. Минут за 40 добрались до входа в «Виноградовскую». Начали организовывать навеску. Мне многие говорили, что навеска в эта пещеру мягко говоря не из лучших, в этот день я в этом лично убедился. У входа в пещеру, как обычно, холодный ветер. В ходе спуска в придонной части, я обнаружил, что оставшиеся крючья затекли льдом до такой степени, что их перестало быть видно. Спустившись с последнего крюка около 20 метров я понял, что дальше спуск нельзя продолжать, так как верёвка на этом участке тёрлась в нескольких местах. Было решено выходить наверх. В 15:00 вышли наверх, собрали верёвку и пошли вниз. Часть группы, оставшаяся неудовлетворённой — отправилась вновь в пещеру «Археологическая», а я с Юлей домой.
Прибыв домой — занялись хоз. делами, ждали возвращения обеих групп из пещеры. Через пару часов вернулась наша группа, что ушла в «Архейку». Вторая группа вернулась поздно вечером — они попали в огромную пробку в пещере «Петуховская». Дальше, всех ждала горячая баня, ужин и отбой. Вечером уехали домой Кургановы Саня и Ольга.

4 января. Пещера «Ящик Пандоры» — за озёра

Проснувшись в 7:00, я проводил Сарваровых Пашу и Катю, которые отправились дальше в путешествие по Хакасии. Приготовил завтрак — разбудил всех (ну или почти всех). Позавтракав и собравшись, в 10:00 мы стояли уже у ворот, где нас должны были забрать 2 старых спелеолога, в прошлом состоявших в нашем клубе (их имена так и остались для меня загадкой). Незадолго до этого мы с ними договорились, что они сходят с нами до озёр и пойдут обратно, а мы дальше. К нашему категорийному отделению в этот день добавился Щукин Саня.Ящик пандоры
Примерно в 11:00 мы начали спуск в «Пылесос», и как обычно вместе с нами была группа томичей (уже других), но в этот раз мы были первыми. Стоит отметить, что после спуска в грот «Сатурн» в пещере уже никого не было, и путь для нас был свободен. Дойдя все вместе до «Богом забытой» — устроили перекус перед дальнейшим походом за озёра в левую систему до грота «Северный полюс». Незадолго до этого узнали что один из тросов через озеро «Длинное» был порван буквально накануне. Оставался еще один трос, висевший более низко к воде. Я двигался первым, по пути проверяя состояние тросов, и на одном участке обнаружил что трос сильно перебит, но он был продублирован (второй трос находился в нормальном состоянии). Без особых проблем переправились через озеро «Длинное» (за исключением металлических заноз). Пошли по «Невскому», по пути зашли посмотреть ход «Макаронный». Дальше нас ждала переправа через озеро «Безымянное». Все переправились без проблем за исключение Ивана, он не мог размуфтовать карабин, на котором был ролик. Причина — скорее всего деформация карабина. Таким образом он провёл вися на тросу около 20 минут. Было решено Оставить ролик висеть на тросу и дальше двигаться на стальных карабинах. Продолжили движение из грота «Вермутский» через грот «Ярузельского» в грот «Чилкут», где завалы представляли просто ужасающее зрелище. Из «Чилкута» попали в «Северный» и далее в «Северный полюс». На всём протяжении стоят туры, и более или менее натоптана тропа.Ящик Пандоры
Около 19:00 мы отправились обратно к «Богом забытой». На обратном пути всё таки удалось снять карабин с роликом, но опять же пришлось лишний раз нагружать трос. При переправе через озеро «Безымянное» оборвался трос и Иван упал в воду. Я ринулся к воде, но добежав до нее Иван уже доплыл до берега держась за трос. Травм никаких не получил. Повезло что шел последним, иначе всем бы пришлось купаться. При переправе через «Длинное» порвался еще один трос, к счастью тот, который оказался дублированный. Бегом с Иваном побежали до «Богом забытой», где он отжал одежду, напоили горячим чаем и шоколадом, и отправили Ивана вместе с Щукиным бегом на выход. От базы до поверхности они вышли за 50 мин. Сухой одежды у него не было, на предложение одеть всю сухую одежду, которая имеется у нас он ответил отказом (это мы поняли когда уже вышли на поверхность). Оставшаяся часть группы поднималась 3,5 часа. Примерно в 1:10 мы пришло домой. С Иваном было всё в порядке. Саня и Иван делали попытку поймать попутную машину, остановилась только одна и то отказалась посадить к себе двух замороженных парней (не перестаю удивляться человеческой «доброте»). Таким образом бегом добежали до дома.
Те, кто оставался дома (новички), в этот день вновь посетили пещеру «Археологическая», самостоятельно.

5 января. Пещера «Крест»

В этот день все, кто остался на «Сые» решили идти в пещеру «Крест». Температура на улице упала до минус 25 градусов, хотя всю неделю до этого держалась в районе минус 10-11 градусов.
Выход был поздним, после вчерашнего, нам нужно было немного отдохнуть. Разделились на 2 отделения. Первое — категорийное, второе — новички, возглавлял их Щукин Саня. Выдвинулись в пещеру в районе обеда, второе отделение через час. Поднявшись к «Кресту», застали на вершине горы довольно плотный мороз и сильный ветер, который всё время усиливался. Как обычно намёрзлись, пока переодевались, но всё таки успели проскочить в пещеру. Делали всё очень быстро. Как вы думаете кого мы там встретили? На выход шла группа томичей, но они всё таки согласились нас пропустить. Спустя час подошло второе отделение. Ветер всё усиливался. Спускались очень медленно, все намёрзлись, некоторых пришлось потом заставлять растирать конечности, дабы привести в чувства. У Андрея снаряга встала колом, вследствие того, что ее накануне постирали. В итоге он ее не смог одеть, пришлось передавать другой комплект.
Хочется отметить грамотные действия Щукина Сани, за что ему большое спасибо. Сам находясь на жутком холоде, помог всем спустится, разобраться с замёршим снаряжением и т.д.
Встретились мы все в гроте «Аида». Маршрут был запланирован именно туда. Обозрев грот, все вместе отправились на выход. Выйдя из пещеры мы застали настоящий ураган, при 25 градусном морозе (с учётом ветра температура была на мой взгляд все минус 35 градусов). Меня спасла тёплая, не продуваемая куртка Ивана. Накинув ее, удалось переодеться без последствий. Быстро выбрав навеску я и Саня бегом побежали в лагерь, где уже во всю шел банный вечер.

6 января. Дорога в Абакан, посадка на поезд

8:30 — общий подъём, завтрак, упаковка вещей и груза. В районе 12 часов за нами приехал наш белый Мерседес. В 12 выехали. По пути, в «Шира» высадили Юлю, которая решила добираться автостопом до Новосибирска. Примерно в 15:00 были в Абакане. Сходили пообедать. В этом году всё таки решили посетить Национальный Хакасский музей.
В этот день он был открыт, но к тому моменту, когда мы туда пришли, до закрытия оставалось 20 минут. Беглым взглядом прошлись по основным залам. Сделали вывод, что без экскурсовода там делать нечего. Очень много интересных каменных плит и изваяний, но непонятно, где, что, зачем и почему, времени узнать всё это нам не хватило. Вечером сходили поужинать и посадка на поезд.

7 января. Дом

По прибытию в город, нас встретила Ира, помогла перенести груз в клуб. Выгрузили снаряжение. Часть народу осталась стираться в клубе, часть разъехалась, тем самым завершив наш незабываемый поход.

Хочу выразить благодарность:

Всем участникам, принявших участие в этом походе;
а так же:
Сарваровым Паше и Кате — за помощь в организации похода;
Саблину Евгению — за помощь в организации;
Данилову Алексею — за помощь в транспортировке груза;
Новосёловой Ире — за помощь в подготовке снаряжения, и за тёплую встречу;
и всем, кто прилагал какие либо усилия, чтобы сделать этот поход таким замечательным, каким он был.
P.S.: Не спасибо тем, кто мешал спать…