Главная / Публикации /
Ксения Суханова
18 сентября 2016, 08:22

Лагерь
В июле-августе 2016 года состоялась очередная международная экспедиция, организованная Украинской Спелеологической Ассоциацией (УСА) в пещеры долины Орто-Балаган, массив Арабика, Западный Кавказ. Бессменным руководителем этого праздника спелеологии является Юрий Михайлович Касьян (Киев, Украина).
Уже на протяжении 7-8 лет спелеологи из разных городов Сибири принимают участие в проектах УСА, по исследованию пещер Арабики. Город Новокузнецк не стал исключением. Впервые в 2009 году наши спелеологи Ковалёв Алексей и Гришина Елена побывали в легендарной пещере Крубера-Воронья, дойдя до отметки -1710 м. Спустя год, Саблин Евгений и Гурдюмов Александр достигли отметки -2080 м в рамках экспедиции московской команды Cavex. Наверняка большинство спелеологов подумают, что нет нечего сложного, сходить спортивно на 2 км. Но наверняка мало кто задумывается, что в рамках этого похода, ты выполняешь определенные задачи (а они всегда есть) в пещере, которые отнимают не малое количество сил, и достижение отметки в 2 км становится приятным дополнением. И наконец, в августе 2014 года я (Ковалёв Роман) принял участие в экспедиции УСА в пещеры долины Орто-Балаган. В рамках этой экспедиции мы выполняли задачи в пещере Крубера-Воронья по обеспечению погружений подводников в сифоны Голубое озеро, Яма и Янтарный на глубинах -1785 м- 1842 м. Отчет об экспедиции 2014 года
Благодаря полученному опыту в этих экспедициях, у меня сложилось четкое понимание того, что команда УСА, это тот коллектив на Кавказе, с кем мне бы хотелось работать в дальнейшем. Исходя из этих соображений, я начал собираться на Арабику в этом году. В этом нелегком деле меня поддержали Саня Курганов и Паша Сарваров из Новокузнецка, которые горели желанием прикоснуться к «большой спелеологии», а так же Алексей Ендовицкий и Юра Попов из Томска.СпелеологиСпелеологи
Таким замечательным составом все мы собрались в Абхазии в селе Цандрипш. Оригинальнее всех, до нас добрались Саня Курганов и Паша Трифанов, проехав на своем Isuzu Vehicross 5000 км из Сибири, прихватив с собой весь наш экспедиционный груз. А мы тем временем, молча завидовали в салоне самолета. По приезду в Цандрипш мы разместились в «новых шикарных апартаментах», которые нам любезно предложили армянские ребята, работавшие на СТО, которая находилась в тех же самых апартаментах. Встретившись с Юрием Касьяном, мы узнали, что на грузино-абхазской границе есть определенные проблемы с пересечением. А большинство иностранных участников экспедиции заезжают именно со стороны Грузии, так как транзитная виза через Россию весьма дорого стоит. В связи с этим ребята зависли на границе на неопределенный срок. Следовательно, дата заброски на гору немного сместилась. Честно говоря, были мысли, что экспедиция, в конце концов, пройдет в узком семейном формате, в которой примут участие всего 14 человек. Не теряя времени, мы за 1 день решили объехать все прибрежные достопримечательности Абхазии.
Ситуация с иностранцами не прояснялась, было принято решение начинать заброску. Первой группой отправились 10 человек, мы (сибиряки) в том числе. Добравшись до долины Орто-Балаган, мы были приятно удивлены большим количеством снега еще на подъездах. Дойдя до лагеря, мы окончательно убедились, что проблем с водой в этом году не будет. Так же мы узнали от водителя, забрасывающего нас, что в июне этого года на Вороней была группа предположительно корейских спелеологов в количестве 2 человека. Позже мы встречали удивительные следы этих двух «героев» по всей пещере, а так же на поверхности. Так же водитель нам передал, что корейцы собираются в следующем году самостоятельно вновь приехать на Арабику, но уже более многочисленным составом. Доехав на ГАЗ 66 до Орто-Балагана, Саня решил следующим рейсом сброситься обратно до побережья и подняться на своей Isuzu, тем более, что перед этим была не плохая тренировка по заезду на Гегский водопад.Гегский водопадГруз
На следующий день к нам присоединились Юрий Касьян и Ольга Рязанова. Сообщив о том, что польской группе спелеологов почти удалось прорваться через границу и скоро они будут с нами. Таким составом за 2,5 дня мы перетаскали почти весь экспедиционный груз и поставили базовый лагерь. Какого было наше удивление, когда мы застали скальную нишу, в которой всегда располагалась кухня, полностью забитую снегом, переходящим в плотный фирн. Была мысль, что откопать ее не получится, но Юрий Михайлович сказал, что нет нечего не возможного, взял лопату и доказал обратное.СнегЗаброскаЗаброска
Ждать когда соберутся все участники смысла не было, и вскоре наше сибирское отделение начало работать в Вороней, пока пещера была абсолютно свободна. Сразу было понятно, что нам предстоит пройти первым отделением по всей пещере до дна, а следовательно подготовить дорогу, для дальнейшей работы в пещере. Исходя из этого, нам были поставлены задачи: установить необходимые нам для ночевок лагеря, отремонтировать навеску до -2080, а так же ремонт связи. Реализовывать поставленные задачи мы начали еще на акклиматизационном выходе на глубину -500. Все ребята (сибиряки), кроме меня были первый раз в этой пещере (а большинство вовсе первый раз на Кавказе), но на акклиматизации задали настолько хороший темп, что у меня не осталось сомнений, что проблем не будет с заявленным нами графиком движения по пещере.БЛВход в пещеруОтдохнув 1 день, а точнее настроившись и собравшись, мы загрузились в подземку. Первая ночевка была в лагере 700. Дошли довольно быстро, за пол дня. Даже осталось время пробросить груз и отремонтировать навеску до -850 м. Стоит отметить, что все наше передвижение по пещере было в довольно «light» режиме. Груза было по минимуму, не больше 2-3 мешка на человека, благодаря чему, челночить между лагерями нам не приходилось. Вторая ночевка была уже в лагере 1400, откуда мы в этот же день сходили к сифону на -1440 м проверить состояние ходовика и настроить парней, которые даже с такими простыми погружениями в пещерах не имели дело. На третий день мы не торопясь выдвинулись на Game Over, настроившись на долгий выход (12-15 часов). Попутно выполняли поставленные перед нами задачи. Преодоление сифона не вызвало ни у кого никаких затруднений, после ночи с мыслью о нем. Хочется отметить, что я по истине насладился красотой пещеры Воронья за сифоном, благодаря передвижению практически на легке, в особенности участок после Желтой трубы (Way to the dream) стал моим любимым от отметки -1750 м и ниже. В 2014 году были мысли только бы доставить мешки до лагеря, покушать и спать, какая там уж пещера. Дойдя до -2080 я готовился к долгому выходу до лагеря 1400. Но ребята видимо думали наоборот. Было такое ощущение, что они решили устроить соревнования, кто быстрее выйдет до лагеря, угнаться за ними было не просто. Здорово выручил оставленный транс с горелкой и чаем в лагере 1640, который еще более прибавил скорости парням. Несмотря на все это, выход у нас получился по максимуму, как я и закладывал, 15 часов. В лагерь пришли примерно в 3 ночи. Весь следующий 4 день мы отдыхали в лагере 1400 вместе с отделением польских спелеологов. На 5 день окончательно высушив вещи, мы стартонули до лагеря 700. По пути пожелали удачи еще одному отделению польских спелеологов, которые шли нырять в сифон Два Капитана (-2144 м). На 6 день в уже привычном для нас темпе выскочили на поверхность, где нас ждал уже более многочисленный лагерь. Граница открылась, и иностранные участники постепенно стали прибывать в базовый лагерь.БЛБЛ
После выхода из подземки, через несколько дней Саня Паша и Паша покинули базовый лагерь, чтобы дальше отправиться в путешествие по Кавказу, а именно взойти на г. Эльбрус (5642 м), что им в последствии удалось. А я, Леха и Юра оставались дальше работать в экспедиции. Нам был предложен вариант проходки на историческом дне(-340 м) пещеры Крубера-Воронья. Именно на этой отметке остановились в 80-х годах украинские спелеологи, продвинуться дальше не дал непроходимый меандр. Вся вода основного ствола пещеры Воронья уходила именно на эту отметку. В последующих экспедициях команда под руководством Юрия Касьяна занималась расширением подходов к данной отметке и собственно проходкой самого меандра. По пути туда мы восхитились объёмом проделанной работы (это мы еще не были в Берчильской). Буквально первый рабочий день в забое определил все перспективы для дальнейшей работы и придал нам необходимый энтузиазм. Отработав смену, я решил протиснуться на боку максимально вперед по нерасширенной части меандра и четко услышал колодец (эхо и шум падающей воды), сам колодец, к сожалению, не просматривался, но проброшенный камень летел секунды 2. Так получилось, что мы оказались на конечном участке меандра, который необходимо было расширить для выхода в новую часть пещеры. За 2,5 дня мы с этой задачей справились. В результате чего вышли в неглубокий колодец 6-7 м (по морфологии это был именно колодец, а не уступ, с округлыми промытыми стенами). Со дна уходил довольно широкий меандр похожий на меандр Синусоида в основной ветке пещеры. Навесив несколько уступов в меандре, мы подошли к довольно широкому, и как обычно это бывает на первопроходе глубокому колодцу. Спустившись в колодец, который на деле оказался глубиной метров 25-30 мы обнаружили репер КС МГУ. Стоит отметить, что много, кто предполагал, что историческое дно Вороней соединяется с веткой МГУ. Тем более, была информация, что ранее во время расширения меандра на -340, спелеологи в ветке МГУ слышали звуки проходки. Сильно долго гулять по известной ветке пещеры мы не стали, тем более, что смена подходила к концу. Но, тем не менее, снят исторический знак вопроса, а это результат. В инженерных работах участвовали Ковалёв Роман (Новокузнецк), Ендовицкий Алексей и Юрий Попов (Томск).Пещера
После завершения исследования ветки 340, нам было предложено присоединиться к работам в пещере Берчильская (-500 м). Леха к этому времени отправился отдыхать на побережье, так как ему еще предстояло участие в экспедиции в пещеру Сарма, которая вскоре должна была начаться. Таким образом, в Берчильскую отправились я и Юра Попов. В ночь перед выходом в пещеру был сильный ливень. Хоть и Берчильская пока еще не считается паводкоопасной пещерой, изрядно подмокнуть до ПБЛа 250 мы успели. В этот же день Юрий Касьян, Юра Попов и я отправились на отметку -500 м в большой обвальный зал, которым собственно на данный момент заканчивалась пещера. Не могу не упомянуть об огромном объеме проделанных работ за несколько лет командой УСА по строительству комфортной дороги на дно пещеры. Именно это позволило добиться тех результатов в этой пещере, о которых будет сказано ниже. Мы пришли к выводу, что молдавские спелеологи, исследовавшие ранее эту пещеру, были люди «без костей» и без страха (в хорошем смысле). Начали исследовать донный зал по периметру на предмет продолжения, где за несколько дней до этого были обнаружены несколько мест, где молдавские спелеологи пытались приложить усилия. Одно из них было помечено номером 13, которое мы отработали практически в этот же день. Второе место было помечено надписью, что здесь, мягко говоря, не перспективное место. Спустившись туда в небольшую завальную камеру, явного продолжения с ходу найти не получилось. Как часто это бывает, я пытался найти проход максимально в нижней части. Собравшись уже обратно, я обратил внимание на огромные отсевшие блоки с идеально ровными гранями и стенками. Закралась мысль, что откуда то они должны были съехать. Просочившись между трещинами в блоках, я вышел в очередной обвальный зал небольших размеров, но это был уже именно зал, из которого сразу же услышал воду. Найдя проход к воде, я обнаружил следующий зал с восходящим колодцем, из которого приходила небольшая вода, которая буквально сразу же терялась в завале. Следов пребывания молдавских спелеологов я не обнаружил и был на 100% уверен, что это абсолютно новая часть пещеры. В дальнейшем в сухом зале был найден проход вниз по довольно крупноглыбовому, относительно надежному завалу, по которому впоследствии удалось уйти на 30 м вглубь, но найти продолжения пещеры нам не удалось.Пещера
После изучения нового зала по периметру, нам удалось найти очень похожие на предыдущие межблоковые трещины. Одну из них пересекала трещина совершенно другой морфологии, которая была обработана водой.
В последствии Юрий Касьян и я нашли продолжение за этими трещинами и вышли в очередную новую часть пещеры, которая представляла собой пространство довольно сложного строения: мокрый завал в перемешку с узкими монолитными стенами. Из этого места мы нашли проход к небольшому колодцу, который вываливался в довольно большую обвальную галерею. Пройдя по галерее по пути наименьшего сопротивления, мы подошли к следующему колодцу глубиной метров 7, который вывел нас в небольшой зал с монолитными стенами. На полу зала нас ждал очередной завал, но уже не такой надежный как предыдущие и абсолютно сухой. Спустившись на дно завала, мы вышли в мокрую камеру, где явного прохода дальше видно не было. Собравшись уже уходить, я заметил небольшую монолитную щель, в которую решил пробросить на удачу камень, как это любят делать спелеологи. К моему удивлению камень летел секунд 5 в какой то колодец. Недолго думая, мы расширили это место, и подошли к краю большого и широкого колодца. Запас веревки и прочего навесочного снаряжения подходил к концу. Но выход нашелся, путем демонтажа навески одной из тупиковых частей пещеры. Таким образом, Юрий Касьян, Геннадий Самохин и я спустились в новый колодец, который впоследствии оказался глубиной метров 35-40. На дне колодца находился обвальный зал с очередным еще более опасным завалом. Спустившись максимально вниз по завалу, обрушив по пути несколько опасно висящих глыб, с небольшим трудом найдя проход обратно, мы решили, что было бы неплохо пожить еще годик и на этом мы приостановили исследование этого завала. Пришло четкое понимание, что нужна безопасная дорога по завалу. Глубина пещеры в нижней точки завала составила -615 м.
Как бы мы не хотели, но экспедиция длиной практически в месяц в горах подходила к концу. Далее началась консервация лагеря, подготовка и собственно сама сброска на побережье.Горы
В завершении хочу выразить слова благодарности всем ребятам из Сибири, которые приняли участие в подготовке и собственно в самой экспедиции вместе со мной. Давно я не испытывал ощущения работы настоящей команды. Конечно же хочу сказать огромное спасибо всем участникам экспедиции и отдельно Юрию Михайловичу, за прекрасную организацию и поставленные перед нами задачи, благодаря которым нам всем вместе удалось достичь таких результатов. И, конечно же, своему родному спелеоклубу Плутон, благодаря которому мы можем участвовать в таких масштабных экспедициях как на Кавказе и не только.Зал Game Over (-2080 м)P.S. Данный отчет является сугубо моим личным видением тех событий и впечатлений, которые происходили со мной во время экспедиции. В связи с этим он не претендует ни на какую официальность.