Главная / Публикации /
Актру. Необычно снежная весна.
Ксения Суханова
19 мая 2016, 11:50

Меня зовут Ксения. Я занимаюсь альпинизмом с 2010 года. Сейчас у меня второй разряд по альпинизму. Еще хожу в походы, в основном в лыжные, горные, пешие. Вожу туристические группы как гид и инструктор. Много путешествую. Эта поездка была посвящена альпинизму. Мне интересен технический альпинизм, высотный на данный момент совсем не привлекает, а вот совершенствование техники и накапливание опыта - это то, что нужно.Дугоба
Алтай... Белые горы, разноцветные быстрые реки, степи и скалы, маленькие деревушки. Удивительно красивые места, сошедшие с картин Рериха. Я была на Алтае в 2012 году впервые и знала что вернусь сюда снова когда-нибудь. Видимо, пришло время. В прошлый раз я видела Северо-Чуйский хребет со стороны, в этот раз буду карабкаться на его вершины.
Северо-Чуйский хребет возвышается стеной над Курайской степью, это очень красивое место, часто в горах не видно перспективы, пока не взойдешь на вершину, а здесь из степи открывается удивительный вид на белые горные вершины.Северо-Чуйский хребет
Из Перми нас поехало 2 человека: Ксения Суханова - 2 разряд по альпинизму, Паньков Василий - 3 разряд по альпинизму. Ходить нам предстояло в разных отделениях. В Актру в мае едет очень много федераций, мы выбрали Федерацию альпинизма Томска, потому что Вася уже ездил с ними.Карта района

28 - 29 апреля

Выезд из Перми поездом до Новосибирска. Прогулка по Новосибирску. Вечером 29 апреля автобус Томской Федерации забрал нас на ж/д вокзале, и отправился в сторону Бийска.

30 апреля

Дорога Новосибирск - Акташ, Акташ - Альплагерь Актру

Рассвело очень рано, открыла глаза в 5 утра, мельком увидела, что проехали Горно-Алтайск. Значит все, уже в Республике Алтай, а Горно-Алтайск единственный город на всей территории республики. Дальше только горы и поля, кони и коровы. Снова закрыла глаза. Открыла - всюду белые сугробы свежего снега, только что же было лето, а теперь снова зима - заехали на Семинский перевал. Чуйский тракт - очень живописная дорога. Вскоре снова вернулись к Катуни, проехали слияние Чуи и Катуни и поехали вдоль Чуи вверх. Поселок Акташ находится примерно на высоте 1500 метров над уровнем моря. В Перми уже самое настоящее лето, а здесь выпал свежий снег. После поселка Курай мы свернем на очень плохую дорогу через Курайскую степь в ущьелье Актру, поэтому мы пересаживаемся в вахтовку.АкташЕще 20 км до поселка Курай и перед нами открылась величественная Курайская степь а за ней хребет Северо-Чуйские белки. До альплагеря доехали сравнительно быстро. В 15 часов мы были уже на месте. Обустроились и легли пораньше спать, потому что в дороге не выспались.

1 мая

Открытие лагеря. Тренировка на скалах

Утром вышло солнце. В 9 торжественное открытие лагеря. В 11 выход на скальную тренировку.Открытие лагеряШлехт Полина Александровна - старший тренер, выпускающий
Суханов Сергей Николаевич - ОБ по району
Городищенский Роман Ринатович - инструктор
Новосельцев Александр Валериевич - инструктор
Тен Максим Валентиновоич - инструктор
Кучинский Олег Валерьевич - руководитель сборов
Денисова Марийка Анатольевна - врач сборов
Отделение второго разряда: Суханвоа Ксения, Денисова Мария, Коротков Алексей, Горшенин Николай.
Отделение третьего разряда с превышением: Паньков Василий, Оголь Илья, Грель Яков, Кривошеина Анна.
Скальные занятия проходили не далеко от лагеря. В сборах участвовали альпинисты из разных городов, поэтому перед первым восхождением на важно было познакомиться, найти общий язык, это крайне важно будет на маршруте. Полазили в связках, походили по гребню. Сработались, познакомились и пошли обедать в лагерь.Актру. Занятия
Завтра у нас первое восхождение, открывашка 2А. Надо отдохнуть, собрать все снаряжение, лечь пораньше спать.

2 мая

Караташ 2А с ледника Малый Актру, открывашка

Караташ. Карта
Группа 4 человека: Коротков Алексей (руководитель), Суханова Ксения, Денисова Мария, Горшенин Николай.
Встали в 4, выход в 5 утра. Погода отличная. От лагеря до ледника дошли часа за полтора. Увидели наверху группу, уже на взлете, на площадке, где проходят ледовые занятия. Снега много. До площадки точно есть тропа протропленная, а вот дальше неизвестность. Поднялись на площадку где расходятся маршруты 2Б на Купол трех озер и 2А на Караташ. Встали в связку. Здесь когда-то был ледник с множеством трещин, сейчас торчат только несколько ледяных разломов посередине и все, везде все в снегу. Не типично для майских сборов. Очень походит на зимние горы. Начали подъем.Караташ. Вверх
Очень быстро догнали впереди идущую группу, потому что группа тропила, снега много, почти по колено получается, мне даже выше колена. Зато никаких трещин. Все забито. Группа остановилась отдохнуть, обогнали их и пошли тропить вперед. Дальнейший маршрут - просто пахалово... тропежка... тяжело. Даже наши парни устали. Группы чередуются, меняются местами, то мы идем вперед тропить, то они. Прошли ледник, подошли под гору. наконец то можно развязаться и снять кошки. И теперь круто вверх и такая же тропежка. Никакого наста и фирна, снег выпал недавно видимо, не слежался. Ушли вперед парни, у них еще есть силы тропить.Караташ. Вершина
Наконец-то вершина. Посмотрели на район сверху. Все в снегу... Люди, которые были в Актру в предыдущие годы и ходили здесь многие маршруты, сказали, что ничего мы не сходим... Никаких 4-рок. Все в снегу. Везде тропежка, сплошная тропежка и больше ничего. Четверка, на которую мы прицеливались траверс УПИ-ДВС-Буревесник очень длинная. Нам ее не перетропить.
Постояли, посмотрели и пошли вниз, ветер дует, холодно. Надо спускаться. На спуске навстречу попались еще группы, многие сегодня пошли на Караташ.
Спуск был не сложный и недолгий. Тропа есть, солнце светит, ветер дует. Встретили другие наши отделения на снежно-ледовых занятиях на леднике. Льда нигде нет. Завтра мы пойдем на занятия.Актру. Занятия
Домой пришли около 16.00. Умотались, тропежка тяжелая отнимает все силы. Подумали, что одним отделением мы бы не сходили маршрут, или задолбались бы там в конец. Стратегия будущих восхождений теперь вырисовывалась такая: ходить надо толпой... толпой мужиков! Потому что кругом сплошная тропежка и больше ничего.

3 мая

Снежно-ледовая тренировка "В поисках льда"

Тучи ходят над лагерем.Актру. Непогода
Но вроде бы солнце выглядывает. И снег идет, опять идет снег... Это же вообще конец всему. Снова много свежего снега. Заметет сейчас все тропы. Собрались на ледовые занятия. Где мы сейчас там будем искать лед. Солнце вышло, мы пошли. Тропа свежая, недавно прошло наше отделение новичков на занятия.
Пока мы шли до подножия ледника снова набежали тучи, а когда остановились на верхней площадке, поднялся очень сильный холодный ветер. Заниматься было нереально. Решили сделать станцию, пройти один участок в связке и сделать самосброс. Но сначала надо найти лед, а это задача непростая. Копали, льда не было, копали еще дальше, на глубине сантиметров 50 откопали лед, расчистили площадку, вбурились... Холодало. А где то там наше отделение третьего с превышением разряда штурмует Караташ. Надеемся, они уже на спуске, и тогда как раз на вершине у них было солнечное окно. Поглядываем наверх на ледник, никто не идет. Долго не выдержали, стоять замерзли. Сделали самосброс на ледобуре и пошли вниз. Было холодно, когда пошли, хоть разогрелись.
Спустились мы в лагерь, и пришло отделение разрядников с восхождения. Все умотанные. Сказали, что видели лавины вдалеке. Ну еще бы... столько свежего снега. После обеда снег прекратился.
Ближе к ужину начались обсуждения, что делать дальше, куда идти. Столько разговоров было про лавины, и тут выясняется, что отделение новичков завтра идет на Стажеров. Вот это да! А как же лавины? "И что теперь, не ходить что ли...?" - невозмутимо сказала старший тренер. Ого, надо тоже идти тогда. Просто продумать, куда можно сходить. Все хотят Актру 3А, как раз гребневой маршрут. Нет там лавиноопасности. Как-то странно долго думали, ходили вокруг и только в 22.00 решили, что завтра идем... Быстро собраться, все написать, и спать. Страшно. Лавины же. Они мне прямо в голову запали. Позже выяснилось, что зря. Но засыпала я с тревожными мыслями.

4 мая

Актру 3А, китайский поход

Вершина АктруМаршрут 3А на Актру ходят обычно с подходом на Голубое озеро. Мы решили идти из лагеря в лагерь. Это с таким то снегом! Вечером приходил какой-то крутой дяденька и сказал, что мы смельчаки и безумцы. Столько тропежки, никто пока туда не ходил. Мы пошли двумя отделениями - второразрядники и третьеразрядники.
Вышли в 4 утра. Темно. Погода хорошая. Холодно и ясно. До Голубого озера показалось что дошли легко и быстро. К этому моменту у Ани и Маши заболели колени, травмы не дают покоя альпинистам, я тоже постоянно боюсь за колени, могут заболеть в любой момент. Итак нас осталось семеро, я и 6 крутых мужиков: Саша (инструктор), Илья, Яша, Коля, Леша, Вася. За Голубым озером почти сразу вышли на ледник, поэтому встали в связки. Ледник Большой Актру, так же как и малый очень сильно заметен снегом, нет даже намека на лед и трещины, с одной стороны это вроде хорошо, с другой - опять тропежка.Актру 3ААктру 3АНесколько взлетов по леднику и мы подошли к перевалу, на который надо подниматься. Все кулуары крутые, как мне показалось, снег свежий вчера выпал, мне везде грезились лавины. Был выбор по какому кулуару подниматься, их несколько мелких, почти одинаковых, с нескольких уже сошли лавины. Выбрали тот, который нам показался наиболее пологим, где были камни и где уже были следы сошедших лавин.Актру 3АКулуар не только показался крутым, он и оказался крутым. Тропить было сложно, проваливались выше колен, я вобще не смогла бы вытропить, тропили мужики по очереди.Актру 3А. Вверх
Забрались на гребень и пошли в сторону жандарма. А Актру так далеко, еще столько идти. Гребень то простой, но вот тропежка, будь она неладна. Зато нам здесь не страшны лавины. К этому времени солнце уже пекло не по детски. На белом ровном поле ледника Большой Актру мы чувствовали себя как на сковородке. На гребне было посвежее, но шлось все равно медленно, первому приходилось тропить почти постоянно вверх. До жандарма все было почти однообразно, гребень простой, но сильно заснежен. Виднелись следы тропы, проложенной здесь когда-то, позже ребята сказали, что старались идти по этим следам, потому что так меньше проваливалось, если попадали мимо тропы, то вообще очень сильно проваливались в снег.Актру 3ААктру 3А
До жандарма шли.. шли.. а он все не приближался и не приближался. Но наконец то дошли. Времени много, прикинула, что на вершине мы будем в 18 часов. Капец... Ну вроде не слишком плохо, до темноты на ледник спустимся. Обратно по гребню идти вообще не вариант, надо уходить на 2А на спуск. Скатываться по снегу всяко проще, чем опять вверх вниз. С этой стороны Актру уже минуя гребень нигде не спуститься. Все кулуары слишком крутые и лавиноопасные. Поэтому в любом случае прем вверх. За жандармом будет типо ключ маршрута - ледовый взлет. Лед... боже... о том чтобы увидеть лед мы уже не мечтаем. Жандарм легко обходится справа. Там даже висели какие-то старые перила, продублировали их своей веревкой. За жандармом снежный взлет. Помня о свежем снеге взлет выглядел так, что вся эта толща снега может легко сойти вниз вместе с нами. Илья пошел вперед, Саша скомандовал искать лед. Как кстати пришлись снежно-ледовые тренировки! На них мы как раз тренировались искать лед. Илья шел вперед и каждые три метра кричал, что льда нет. А тем временем он (первый в связке) уже вышел на крутой участок склона. Саша кричал ему - ИЩИ!!! И Илья искал. Метров через 5 нашел, вбурился, всем пошлось веселее. Лед теперь был, и буры были. Шли одновременно в связках, первый бурил, последний выкручивал. Классно, достаточно быстро прошли этот участок. Было одновременно красиво, немного страшно, но классно, солнце светило, склоны крутые во все стороны, вершина совсем недалеко.Актру 3А
Скоро началось выполаживание и пропал лед. Ну вроде как можно пройти быстренько, снег очень глубокий, должен держать. Всю дорогу консультировались с Сашей о том как распознать какой снег должен держать. По его лицу я видела, что все не однозначно, естественно. Это больше по ощущениям. Но пока с нами инструктор, хотелось перенять, тем более, что Саша рассказывал интересные вещи.Актру 3А
Вершина оказалась совсем недалеко, после полного выполаживания пройти еще 300 метров.Актру 3ААктру 3А
Поднялись на вершину и увидели тропу вниз по 2А. Это просто шикарно, спустимся без проблем. Немного потусили на вершине и пошли вниз все так же в связках. Спуск по 2А был крутым, но это же вниз а не вверх, было шикарно скатываться. Встретился по дороге один сомнительный участок почти голого льда, который надо было пересечь на передних зубьях. Это было не сложно, поэтому прошли его в связках.Актру 3ААктру 3А
Солнце садилось. Оставалось преодолеть ледник до Голубого озера, а дальше уже была тропа, по ней даже в темноте легко дойти до лагеря. На обратном пути посмотрели на нашу подъемную тропу по кулуару.Актру 3ААктру 3АВ лагерь пришли почти в 12 часов ночи. Таким образом ходили мы 20 часов. После нас пойдут еще группы, потом нашу топу переметет, ее снова протопчут, и другое наше отделение сходит этот маршрут намного быстрее из лагеря в лагерь.
Китайский поход окончен успешно.Актру 3А

5 мая

Занятие "Спасработы в малой группе"

Утром мне не надо было на завтрак и я хотела вообще не вставать, но Саша назначил разбор на 10 утра, вот гад! Пришлось встать. Все были еще под впечатлением от вчерашнего, всем очень понравилось. Про шапку на Актру Полина Александровна сказала, что не сошел бы там снег, он там сто лет лежит. Ну и хорошо.
После обеда решили провести занятия по спасработам в малой группе. Начали в 15.00 примерно и не заметили как прошло время до ужина. Ужин в 21.00. Мозг загрузился. Хорошо что многое я уже знала, иначе бы вобще крыша поехала, Саша очень много интересного рассказал. Утром хотели пойти еще на ледовую тренировку, а потом подход под Хицан, для восхождения 3Б на ДВС, но Полина Александровна на тренировку нас не отпустила, сказала, что мы все вымокнем и пойдем на подход мокрые, и потом на гору... это не дело. Поэтому вечером просто отдыхали.

6 мая

Выход на Хицан, начало экспедиции на ДВС

Утром погода вроде ничего. Все приготовили, все взяли. План был такой: сегодня подход, завтра вершина, и сразу вниз. Отлично, ничего лишнего не берем, одну палатку 4-ку на шестерых, еды на 2 дня, снаряжение, комбайны. Вышли в 15.00. Светило солнце. Сначала шли хорошо. Но тучи ходили. Когда завернули к Голубому озеру, видимость стала пропадать, и скоро уже мы шли белом плотном молоке, глаза залепливал снег, и, если бы не было разноцветных людей впереди, я бы подумала, что ослепла.Хицан
Вся одежда через час стала мокрая от влажного снега, вернее мне так казалось, потом выяснилось, что я просто замерзала, а мембранка была мокрая только снаружи. Мы шли на подъём, опять изматывающая тропежка. Когда пошли вверх, я догнала мужиков, а подъём все не кончался. Силы заканчивались, снег все шёл, тропу позади нас заметало почти сразу. Я даже не знаю где этот Хицан, но ребята знают.Хицан
Впереди виднелась белая полоса - граница склона, конец подъёма, но она не приближалась. В определённый момент Саша сказал, что встаем здесь, только немного уходим к краю ледника к большому камню. Вытоптали место под палатку, поставили, окопались, Саша в итоге выстроил целые стены. Снег шел до самого утра. Понятно, что завтра идти никуда нельзя, значит спим и днём думаем, что делать. Поели, посмеялись и уснули.

7 мая

Разведка маршрута, подсчет сошедших вокруг лавин, отдых и размышления

Спали до 9, пока в палатке не стало жарко и душно. До 6 утра шёл снег, а потом вышло солнце и хорошенько так припекало. Вышли на улицу, разделись, вещи мгновенно высохли, солнце выжигало все.Хицан
Увидели наш маршрут на ДВС, вот же он весь, и вершина кажется так близко!!! Думаем, что делать. Есть вариант идти завтра по погоде, только завтра крайний день сборов, в крайний день никого не хотели выпускать. На сеансе связи ОБ района сам спросил нас, будем ли мы пробовать выйти завтра. Конечно мы согласились. Если ОБ выпустил, то все ок. Сегодня сходим на разведку, а завтра по погоде. Остаток дня ели, спали, вечером пришла группа из Новосибирска, по нашему заказу забросила нам газ и еды. Отлично. Ещё и гость и лагеря нашего нижнего пришёл, рассказал новости. Завтра многие собираются но вершины, так что не мы одни, разрядники на Актру идут.
Значит встаем в 4 и смотрим, что с погодой.

8 мая

ДВС 3Б по СВ гребню

ДВС
Погода не подвела. Сильный ветер, но снега нет и видимость хорошая. Вышли. Группа из Новосибирска выходит позже нас по нашим следам. Дошли до опасного места на леднике и встали в связку. Нас было 6, связку сделали одну. Попетляли немного по леднику, огибая предполагаемые опасные места и вышли к каменному взлету.ДВС
Естественно, все под снегом. Подъем был все круче вверх, в финишной части он был около 50 градусов, уже сложно было ногу из снега вынимать и переставлять вверх, камни со снегом и с твоей ногой съезжали вниз. Мне вообще показался этот участок самым крутым и самым неприятным. Дальше уже было как то полегче. Вылезли на гребень, пошли по гребню. Опять естественно главная сложность была в тропежке, в недавно выпавшем свежем снеге.ДВС
Везде шли одновременно. Была только пара мест, где страховали попеременно. Гребень очень узкий, склоны крутые, снега много. Наличие снега как облегчило прохождение гребня с точки зрения лазания, так и осложнило его прохождение с точки зрения лавиноопасности и возможности схода снега. Я постоянно смотрела с какой стороны гребня лезет первый, куда он может покатиться и куда прыгать мне, если связка покатиться вниз. Я стояла крайняя в связке. Хотя снег, в принципе, выглядел достаточно плотным. Сломали снежный карниз в одном месте, это было все очень зыбко.ДВС
Было холодно. вышло солнце, но сразу ушло за тучи. Почти весь маршрут мы с Машей прошли в пуховках. Дул сильный ветер. Но это была прекрасная погода, видимость отличная, снега нет, только мелкая крошка, которую раздувал ветер.
Прошли каменный гребень, и вышли в финальную часть - два снежных взлета, второй должен быть ледовым, но сейчас мы опять будем там долго искать лед под снегом. Первый взлет казался круче, издалека финишная его часть вообще уходила в отрицалово, конечно это кажущейся эффект, но там было действительно очень круто, отдельные метры около 60 градусов, наверное. Леша с трудом там тропил, месил снег, как мог. Даже подо мной там продолжало все проваливаться и съезжать, хотя я шла последняя. На втором взлете Саша заметно волновался, несколько раз кричал Илье, чтобы он искал лед, но льда не было на глубине даже вытянутой руки с ледовым инструментом. Лед виднелся только на самом верху, но до него еще надо было дойти по очень крутому склону, по описанию 50 градусов. Было страшновато. Крутой снежный склон уходил вниз и становился еще круче. Снег выпал вчера. Только потом Саша сказал, что когда он дошел до того места, где был Илья, где лед так и не нашли, он понял, что снег нормальный, плотный. А со стороны крайнего в связке это все выглядело очень ненадежно. все постоянно втыкали ледорубы по самое нехочу, но, блин... помогло бы это? Большой вопрос. Втыкая ледоруб я чувствовала, что снизу снег еще плотнее и жестче, пустот и провалов нет, но... блин.ДВС
Дошли до льда, вбурились, как приятно. За перегибом было уже много льда. Шли одновременно с ледобурной страховкой. Пологий склон вывел на вершину. Около 11 часов мы на вершине. На спуске ледовый склон, за ним простой снежный гребень, повесили перила на льду.ДВСДВСДВС
Прошли в сторону перевала, нашли более менее удобный спуск и спустились на ледник. Когда шли в сторону палатки, увидели группу Новосибирска на втором финальном взлете, было 15 часов. Как мне нравится рано выходить!ДВС
Попили чай, собрали палатку и вещи, пошли вниз. Даже у палатки уже стало намного меньше дуть, тепло и приятно, солнышко. Вернулись в лагерь не поздно. Обсуждения, впечатления... Завтра едем домой, немного грустно.

9 мая

Выезд

Выезд в 9 утра. С самого утра опять снег огромными хлопьями. Жесть! И правда, лучше ехать домой уже. Как будто сама погода нам прогоняет, нечего нам здесь больше делать. Уезжаем. Вчера еще дала сходить всем крайнюю гору и все.

P.S.

Актру... Зимние сборы... Это было удивительно красиво, захватывающе, страшно и интересно. Это именно то, что мы ищем в горах. Опять преодоление себя, снова на грани, вновь и вновь хождение по лезвию ножа.
Один из интересных моментов. Летом все не так. А сейчас было так много снега, все вокруг белое. Ты лезешь на вершину и видишь как на соседние вершины по разным маршрутам ползут паровозики - движущиеся цепочки из черных точек на белом снегу - группы альпинистов на других маршрутах. Такие огромные белые горы, небо, солнце, и такие мелкие людишки, покоряющие эти огромные горы. А на самом деле неправильное это выражение - "покорить вершину", не может человек покорить вершину. В рамках нашей жизни, гора - это нечто вечное... непонятное... Горы живут своей суровой жизнью. И только на некоторое время пускают кого-то из нас в свои бескрайние пространства. И покоряют... Это не мы, а горы покоряют нас и заставляют возвращаться снова и снова...ДВС
29 апреля 2016 - 10 мая 2016
Обсуждение (3)
Интересный отчет. Спасибо!
Lev Pantukhin 29 июня 2016
Был в Актру в мае в первы
*в первый раз. Неоднозначные впечатления от района. Такое ощущение, что это просто рай для ски-тура, а альпинизм очень специфический. Наверно, бывает и поменьше снега. Говорят, что в основном ледовые маршруты. В первый раз был в районе, где большинство маршрутов ледовые. Везде льда остается все меньше.