Главная / Места /
Мория
Северный Кавказ, республика Карачаево-Черкессия, 15 км от поселка Рожкао.
Координаты: 43°47′49.5″ с.ш. 40°49′6.1″ в.д. Показать на карте
Глубина (метров): 580
Длина ходов (метров): 6500
Категорийность:
Происхождение: Карстовая
Находится на Северном Кавказе в массиве хребта Дженту. В пещере много воды, есть реки и водопады. Категорийность 4Б, глубина 580 м, длина ходов 6500 м.
Порода: известняк, сланец.
Пещера находится в горном массиве Дженту на Северном Кавказе в Республике Карачаево-Черкессия. Ближайший поселок Рожкао находится в 15 км от входа в пещеру. Пещера имеет категорийность 4Б, для ее прохождения необходим большой опыт лазания, работы с веревками, опыт жизни в ПБЛах, навык в перетаскивании многочисленных мешков по узким подземным коридорам.
В пещере много воды, текут подземные реки, водопады. Богата пещера и натечными образованиями самых разнообразных форм и размеров.Пещера Мория. Окрестности

Как добраться

Ближайшие ж/д станции Курганинская и город Черкесск. Оттуда на автотранспорте можно добраться до Курджиново и далее до поселка Рожкао. Из Рожкао на транспорте высокой проходимости можно уехать в горы, дальность дальнейшей заброски зависит от времени года и состояния дорог. Можно доехать до избы у пещеры Майская, далее подняться вверх до пещеры Мория. Или доехать до Сарая, от Сарая пешком до пещеры Мория.
Мория. Карта
Координаты точек:
N 43 48'43.9'', E 040 50'08.0'' - Изба у пещеры Майская,
N 43 48'42.4'', E 040 49'57.0'' - точка 1,
N 43 48'36.9'', E 040 49'54.6'' - точка 2,
N 43 48'15.8'', E 040 49'55.2'' - точка 3,
N 43 47'59.3'', E 040 49'19.3'' - точка 4,
N 43 47'49.5'', E 040 49'06.1'' - вход в пещеру Мория.Пещера Мория. Дорога к пещереПещера Мория. Дорога к пещере

Описание

Длины веревок, указанные в описании, приблизительны. Веревку лучше резать на месте, в отчетах предыдущих экспедиций встречаются упоминания о том, что длины не совпадают с описанными и бывает разнятся на целых 15 метров. Возможно это происходит из-за разной тактики навески. Так же не все спиты находятся в тех местах, где описаны. Но тем не менее пещера пробита спитами до самого дна. Шлямбурный набор можно взять на всякий случай.Пещера Мория. ЛагерьВход в пещеру представляет собой узкую щель в глыбовом завале. Аккуратно протискиваясь вниз приходишь к первой навеске в грот Одесских спелеологов. Весить перила здесь не обязательно, можно аккуратно спуститься лазанием. С самого начала и до грота Пермское метро по пещере протянут провод, он очень помогает в ориентировании.
Грот Одесских спелеологов большой, завален глыбами, пол наклонен вниз. Пройти наиболее удобным путем по залу помогают стрелочки из фольги, указателем направленные к выходу. Дальше идет каскад Одесских спелеологов, здесь необходима навеска. На левой стене два спита, нужно сделать оттяжку за локальную петлю, чтобы веревка не терлась об выступ. Троллей 7 метров, после него участок горизонтальных перил длиной 2 метра, и вертикальный спуск 12 метров. Общая длина необходимой веревки 25 метров.Пещера Мория. ВходВнизу течет ручей, галерея широкая, просторная, спускается вниз. На правой стене спит, навеска горизонтальных перил длиной 5 метров, затем спуск по вертикальным перилам 10 метров. В этом месте можно спуститься свободным лазанием по скальному выступу. Дальше надо обойти большой камень с правой стороны и снова навеска: 2 спита, вертикальный спуск 10 метров, перестежка за спит, спуск 4 метра. Общая длина необходимой веревки 36 метров. Спускаемся вниз вместе с водой, на небольшой уступ 1,5 метра лучше навесить перила за петлю (веревка 3 метра), меандр поворачивает направо, и спускается налево по ходу воды.Мория
У Водопада Ржевского необходимо сделать навеску. Небольшой подъем. Слева есть спит, провешиваются перила 4 метра, далее 2 спита, отвес 5 метров, здесь надо положить протектор. Дальше идет перестежка за локальную петлю на естественной опоре и спит. Отвес высотой 8 метров, после которого идет троллей. Троллей оттягивается за крюк типа швеллер, если этого не сделать, то попадаешь в глубокую водобойную яму. Общая длина необходимой веревки 20 метров. "Сыпучие перила": на правой стене два спита, перила 12 метров идут на другую стену, далее перестежка за спит, отвесный спуск 2 метра. Общая длина необходимой веревки 25 метров.
Спускаемся вниз по меандру, на пути небольшой уступ высотой 3 метра, перестежка за естественную опору, здесь нужна петля большого размера. Следующий уступ наверх высотой 4 метра, перила крепятся за петлю на естественной опоре, так же необходима длинная петля. Общая длина необходимой веревки 15 метров. Дальше по полочке у левой стены проходим в грот УСА. Подъем в зал УСА идет в распоре по узкому камину, необходима нижняя страховка. Грот УСА плавно переходит в грот АСУ. Это большое пространство, заваленное гигантскими глыбами, с которых приходится слазить свободным лазанием.Мория
В середине зала АСУ с правой стороны спит, от спита горизонтальный участок перил около 7 метров, спит, перила длиной 5 метров. Навеска за естественную опору перил 12 метров, спит и отвесный спуск 3 метра. Общая длина веревки 35 метров.
В следующем колодце естественная опора располагается на 3 метра вверх справа от устья колодца. Навеска осуществляется за петлю из стропы длиной не меньше 2,5 метров и за спит на левой стене колодца. Необходимо сделать оттяжку петлей за естественную опору, далее отвесный спуск высотой 10 метров.
На глубине 270 метров находится ПБЛ -1.
Спускаемся к завалу, который можно пройти двумя путями. Снизу узкий ход в каменном завале, здесь пройти просто и удобно, но камни вокруг лежат очень плохо и непонятно как держаться. Можно пройти сверху и спуститься в распоре по щели, в это месте желательна страховка.
Снизу приток брызжет мощным потоком сверху, главный ход уходит вправо. Следующая галерея Носорога достаточно большая. В том месте, где слева появляется приток, хорошее место для ПБЛа. Это ПБЛ -1,5. Ориентировочное время заброски лагеря - 15 часов.
Отсюда идет ответвление в красивейшую систему Сказка. В Сказке огромное количество всевозможных натеков, намывов, ежиков и прочих красивостей. Будьте осторожны! Все это очень хрупкое, сохраните эту красоты в целости для других посетителей пещеры.
От ПБЛа ведет широкая галерея с водой на полу, через некоторое время галерея сужается и надо ползти в распоре над ручьем.Мория
Дорога в Сказку лежит через низкий ход, затем надо пройти еще примерно 20 метров, и вашему взору откроются скопления "лунного молока", которое как будто струится с уступа белоснежным потоком.
Поражает воображение висящее озерцо небывалой красоты. В гроте много ванночек, заполненных водой, и где-то вдалеке слышится звук капели.
Приходящий слева приток ведет в систему Дяди Гены, там галереи, заполненные водой, в дальних частях которых можно совершать восхождения.
По ручью приходим к колодцу Носорога. Если до ПБЛа вполне можно добраться и в простых спелеокомбенезонах, то дальше гидрокостюм просто необходим. В колодце Носорога хлещет вода. Слева естественная опора для навески перил, перила идут вперед и наверх, там два спита на полке слева. Перила длиной примерно 3 метра с провисом к естественной опоре на правой стене. Навеска осуществляется за локальную петлю длиной около 1 метра на естественной опоре. Вертикальный спуск 12 метров, надо быть осторожным, снизу водобойная яма. В минимальный уровень воды обвеску делать удобно, водопад и водобойная яма остаются чуть в стороне.Мория
Дальше идет Галерея Белого. Это огромный, длиной несколько сотен метров, широкий грот. Здесь много водобойных ям, натечных образований белого цвета. Провод тянется и здесь, помогая найти правильную дорогу. Взобравшись по натекам, попадаешь к началу каскадов Тройной прыжок. Навеска на него осуществляется за большой натек на левой стене, дальше перила идут вниз 3 метра, и на правой стене есть шлямбурный крюк. От крюка вертикальный спуск 10 метров. Первый "прыжок" пройден. Нужно подняться немного наверх и после небольшого перегиба попадаем на полку. Навешиваем перила за естественную опору на левой стенке и спит на правой. Дальше через 2,5 метра на левой стене сталагнат, отсюда делается троллей длиной 12 метров на полку на левой стенке, там есть спит. Далее перила идут горизонтально примерно 3 метра к правой стене к спиту, от него около 2-х метров наклонные перила к естественной опоре, и вертикальный спуск 9 метров на полочку к спиту. Так мы отводим веревку от водопада. Дальше идет троллей 7 метров, закрепленный за естественную опору внизу (натек). На второй и третий "прыжки" используется одна веревка.
Дальше по ходу в конце зала уступ. Навеска на спит на левой стене, перила длиной примерно 7 метров. Они идут вверх на 1,5 метра к спиту на левой стене, дальше отвесный спуск около 4 метров к спиту, оттуда идем по полочке под камень и спускаемся к воде. Советуем провесить перила, необходимая веревка 16-25 метров, точная длина зависит от того, до куда делать перила, до самого конца или нет. Идем по галерее с водой, тянется провод, для ориентирования это очень удобно. Здесь полусифон Крокодилятник, который в большую воду надо обходить по верху. При минимальном уровне воды можно проползти по полусифону на животе по небольшой луже. А впереди уже слышен шум водопада.Мория
Это Малый водопад. Его можно обойти по сухому колодцу. Для этого нужно пройти вверх по сыпухе у правой стены. Навеска за естественную опору, горизонтальные перила чуть вверх на перегиб, перестежка за скальное ухо, далее отвесный спуск вниз к двум спитам, перестежка, отвесный спуск 9 метров к спиту на наклонной плите, и спуск вниз 5 метров. Дальше опять перестежка за спит, спуск 4 метра, здесь необходимо сделать протектор на узел. Общая длина веревки 37 метров. После колодца выходим к воде и двигаемся вдоль ручья.
Приходим к Большому Перильному водопаду. Навеску перил начинаем за спит справа, провешиваем горизонтальные перила 2 метра, делаем перестежку за спит, снова горизонтальные перила 1,5 метра, перестежка за спит. Навеска за 2 спита и отвесный участок перил, еще один спит, и троллей к центру зала к большой глыбе со спитом. В этом месте характер пещеры сильно меняется, пещера врезается в сланцы. Стены становятся шероховатыми, пластинчатыми, если допустить хотя бы малейшее трение веревки о камень, она очень быстро перетрется. На спуске с водопада есть перегиб, карниз, троллей к центру зала просто необходим для безопасного провешивания перил. Общая длина веревки 28 метров.
Дальше опять надо идти по воде, попадаем на перекресток. Здесь ответвление на Пермское метро. Основной ход сужается, вода резко сворачивает. Идем вперед по горизонтальному ходу. Вскоре приходим к последней навеске. Перила крепятся за естественную опору на левой стене, спустя 2 метра справа вбит спит, следующий спит еще через 3 метра, и вертикальный спуск 7 метров. За небольшим перегибом перила крепятся за естественную опору при помощи петли. Далее идут горизонтальные перила вдоль меандра, перестежка за спит, потом еще один. Перила уходят на левую стену, 1,5 метра по горизонтали, спит на правой стене, далее следует наклонный участок перил около 10 метров до следующего спита на правой стене в мраморной глыбе. На следующем участке можно сделать отвесный спуск 4 метра вниз, либо провесить троллей до полочки длиной 8 метров, там есть спит. Полка на высоте 4-х метров от дна грота. Общая необходимая длина веревки 90 метров. В этом месте пещеры уже очень не комфортно, холодные потоки воды, небольшой сквозняк. Стоит следить за своим состоянием, особенно провешивая перила, не допускать переохлаждения организма.
Наклонная галерея под названием Пермское метро выводит в систему песчаных шкурников. По некоторым слухам за ними начинается новая часть пещеры.
После последней навески спускаемся по воде, впереди есть ответвление вправо для обхода полусифона, и через некоторое время приходим к финишному сифону. Это дно пещеры.

Необходимое снаряжение

Навесочное: веревки - 500 м, карабины - 90 шт, шлямбурный надор - 2 шт, уши спитовые - 60 шт, крючья не съемные (спиты и хайсы) - 25 шт, крючья съемные (пальцы, швеллеры) - 10 шт, закладки - 10 шт, троссовые и строповые петли - 20 шт, протекторы - 3 шт, трансы - 12 шт, гермы - 2 шт.
Личное спелеоснаряжение: вертикальное спелеоснаряжение, спелеокомбинезон, изотермик, гидрокостюм, сапоги, фонарь, каска.
Веревка (по длинам примерно, не все колодцы):
25 метров - каскад Одесских спелеологов,
28 метров - Большой водопад,
90 метров - навеска на дно.Гора Дженту

История исследований

В 1998 году пещеру нашли и раскопали спелеологи Одесского спелеоклуба "Мория". В 1999 году пещеру прошли до сифона на глубине 550 метров, в 2000 году до сифона на глубине 580 метров.
Сначала спелеологи нашли маленькое отверстие, туда уходил ручей и тянуло воздух. После нескольких дней раскопок спелеологам удалось пролезть внутрь. Вниз шел узкий ход между обломков камней. На глубине нескольких метров начинался колодец так же частично заваленный камнями. После сложного спуска в этот колодец исследователи вышли в просторный грот, который был назван гротом Одесских Спелеологов. За две экспедиции одесские спелеологи исследовали в пещере 3960 метров ходов. Следующими эстафету приняли спелеологи из Перми и Свердловска. Они сумели спуститься к первому сифону на глубине 500 метров, и, обойдя его, прошли еще более километра пещерных ходов. Исследование пещеры продолжается.

Карта

Куда заехать по пути

Пещеры хребта Дженту

В массиве Дженту находится множество пещер.Карта

Майская

Длина ходов - 3110 м, глубина - 500 м.

Южный слон

Длина ходов пещеры - 1000 м, глубина - 80 м.

Дженту (Перламутровая)

Длина ходов - 515 м, глубина - 45 м.

Галочья

Длина ходов - 302 м.

Берлога (Пастушья)

Длина ходов - 300м.

Погребок (Новомосковская)

Длина ходов - 200 м, глубина - 80 м.

Сосулька

Длина ходов - 60 м.

Снежинка

Показать еще
Публикации
Обсуждение (1)
Ксения Суханова 15 декабря 2016
Как хочется побывать в Кавказских пещерах... Удивительные чувства наверное испытывают спелеологи, когда начинают раскапывать небольшую дырочку под землю с током воздуха, а внутри обнаруживают огромную систему пещер.